Форум » Читаем вторую книгу "ЛИСТЫ САДА МОРИИ. ОЗАРЕНИЕ" » ОЗАРЕНИЕ 24. Шлоки 2.2.5.11. - 2.2.5.17. » Ответить

ОЗАРЕНИЕ 24. Шлоки 2.2.5.11. - 2.2.5.17.

сая: 2.2.5.11. «Радость есть особая мудрость», – так сказал Христос. Ничто не собирает эссенцию праны равно растениям. Даже пранаяма может быть заменена общением с растениями. И годно понять, как пристально надо углублять взор в строение растений. Поры растений расширяются не только новыми листьями и цветами, но и удалением омертвелых частей. Закон питания Земли посредством щупальцев растений дает возможность черпать из этого резервуара через обоняние и зрение ценное качество жизнеспособности, так называемое натуровалорис, получаемое при сознательном устремлении. Как ценны живые растения, не потерявшие жизнеспособности; так же могут быть полезны препараты, сушенные на солнце. Но следует избегать стадии разложения, ибо разложение одинаково во всем и привлекает наиболее несовершенных духов. Потому нужно следить за состоянием срезанных цветов. Запах разложения надо почуять – не внешность, но запах являет признак. Когда не время цветам, полезно иметь маленькие хвойные деревья; как машина электрическая, они накопляют жизнеспособность – опережают правильность дыхания. И вместо ритуальных дыханий можно получить самый конденсированный запас праны. Конечно, то же условие покоя усиливает действие. Живое понимание мощи природы пошлет без магии освежение возможностей. 2.2.5.12. Невозможно отделить условия Земли от окружающего, ибо мир ментальный не имеет тесных границ. Опять надо сказать против астрального мира, ибо в будущем желательно значительно сократить эту стадию. Сейчас она неизбежна, но при развитии духа проявление ментала приблизится. Deva Chan – место приятных сознаний, но вместе с тем опасное, ибо слабый дух не хочет расстаться с такой приятной станцией, ибо эта станция дает наибольшее нежелание опять трудиться. И когда настанет время покинуть эту Валгаллу, ментал толкает на подвиг, но астрал находит место удобным для себя. Именно дух не позволяет остановиться, ибо дух где-то глубоко помнит о мирах прекрасных. За всеми воспоминаниями живет невыразимое, прочное сознание возможности возвращения на Свет, откуда искра отлетела. Как может чувствующий дух избежать приступа мировой тоски? Не было случая, чтоб человек отделялся духом от земного плана без сокращения центров. Точно отважный летчик, он испытывает, отделяясь от Земли, одно дрожание в сердечной сумке. Цель и смысл существования – стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу. Если без всякой механики вспомним чувство стоящего на скале перед феноменом природы, разве при восторге сердце не сожмется? – после этой стадии явится ощущение вместимости Необъятности. Некоторые мирятся легко с нарядностью астрала; но не найдете по себе: лишь кельи знания дадут путь. 2.2.5.13. Вы заметили, что каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. Также можно заметить, как именно это указание из каждого учения истреблено, ибо материализм должен защищаться. На Земле это условие особо значительное. Надо знать, что земная материя очень плотная. На планетах, стоящих ниже Земли, материя очень груба, на стоящих выше Земли материя гармонизируется с духом, потому Земля является поворотным пунктом. На высших планетах есть несовершенства, но нет упорства материи. Там легче искать, не теряя сил на ненужную борьбу. Материя там становится неразрывно с духом без противоположения. Никто не отрицает ценности материи, но нельзя понять, зачем колеса и паровой котел должны спорить в паровозе? Кажется, чем лучше работает паровой котел, тем лучше колесам. Но заведующий колесами думает, что они – самая важная часть организма, и приглашает всех кататься на колесах, умалчивая, что колеса без двигателя могут катиться лишь под гору. Построение материи и духа не заключает в основе вражды. Зачем останавливать движение в прекрасную Беспредельность? И зачем нагромождать призрачные запруды около Земли? Жаль ненужно задержанных путников, ибо эти земные станции им все-таки не пригодятся дальше известного срока. К чему сотня воплощений, если десятью можно перешагнуть порог? Как можно вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что, казалось, уже давно известно человечеству! 2.2.5.14. Надо иметь в виду, что изощренная материя имеет поглощающее качество. Когда кто-нибудь приближается к материи ради ее настоящего состояния, он не получает иммунитета духа и погружается в так называемую майю, ибо без совершенствования сущности вещей их оболочка становится ядовитой. 2.2.5.15. Рост понимания духа привлекает и сотрудничество малых образований, населяющих воздух. Вот почему можно пожалеть о враждебности материи. Можно было раньше достичь сознательного сотрудничества с материей. Заманчиво получить немедленно материальные преимущества. Даже умный человек не прочь получить чин, не взвешивая его последствий. Кладбище полно высокими чинами; это памятник ограде обособленной материи. Конечно, материя очень значительна, но лишь при духе она получает свое священное значение. Так же как и высший почитатель материи без духа неграмотен, так и адепт без интеллекта. Но в духе можно все-таки летать, но материя крыльев не имеет. Ибо духовность на Земле может открыть высокие Врата. И когда человек безопасен от страха, тогда он может знать происхождение действительности. 2.2.5.16. Качество лучей бесконечно различно, но два разряда лучей легко различить. Один – который может быть открыт современному человечеству; другой вмещает лучи, требующие от людей понимания духа, и без этого качества лучи эти могут быть разрушительными. Каждый луч может явить защиту лишь в пределах его родовых цветов. Если для фиолетового луча даже очень высокий желтый неприятен, то как поражает внешнюю оболочку ауры семейство всех алых! При совершенствовании является новая защита, когда мы постигаем разные лучи, поглощая их своим лучом. Мы как бы закрываемся от утомления различных вспышек нашею гаммою цветов. Например: кто-то, носящий фиолетовую ауру, начинает видеть все в волнах фиолетового и синего цветов; это значит, что его щит крепнет. Это значит, что места уколов и ранений он заливает своим океаном, и чужие цвета как бы тонут в накоплениях ауры. Но трудность этих накоплений в том, что они не могут быть посланы извне и могут быть выдвинуты лишь изнутри. И потому знак добрый, когда огонь духа светит своим цветом. Каждая одноцветная аура заключает в себе три волны, отвечающие трем главным естествам – телесному, астральному и ментальному. 2.2.5.17 . Видим продвижение сужденных событий и появление тихих фигур, как бы проходящих вне жизни, хотя Мы оцениваем их по подвигу. Но жизнь их протекает среди какого-то ухода и подвига, являющегося, как искра во тьме. Последующие и ранние события протекают совершенно незаметно. Престол или келья монастыря и угол сапожника не имеют значения, накопленная ранее аура сопровождает этот последний путь. Конечно, она растет и как бы покрывает небывалую чувствительность, но качество ее уже не меняется, и с ранних лет можно отличать этих своеобычных детей, несущих свой мир проявления духа. Очень редко, почти никогда они не ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности характерно, руки как бы протянуты к Чаше. Пересматривая прошлые жизни, можно видеть представителя религии, царств, науки, художества и механики, ждущим и собравшимся в путь и готовым отбыть ежечасно без сожалений. Комбинация правильной оценки красоты материи с готовностью углубиться в достижения духа делает подвиг как бы назревшим. Сумятица жизни более не привлекает, и, конечно, является сознание, что дальше так продолжаться не может. Подвиг бывает или сравнительно кратковременным, или моментальным. Усвоение необходимости выразить определенное действие принесено издавна; и как просто – жизненный шаг совершается. Итак, самое трудное – вместить восхищение материей и явления духа. И сколько прекрасных поисков были задержаны сожалением о материи или духовным обособлением! Иногда сродство духа с материей представляется легко, тогда надо искать причину в прошлых избранных жизнях. Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. Также ученый, забывающий об источнике, лишает себя полетов в край завоеваний. Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают, как глупость. Лишь особыми путями сообщения можно двигаться в поезде подвига. И ждать то, что дух считает и знает по времени, бывает так болезненно, точно время остановилось и какой-то пожар истребил накопленное богатство. Поистине, Христос сказал: «Не знаете ни часа, ни дня». Он же открыл другую формулу, сказав: «Зачем покинул Меня, Владыка?», имея в виду знание духа, ибо в последний момент погружаемся как бы в безвоздушное пространство – так бывает перед окончанием земного круга, – чтоб сейчас же вспыхнуть всеми огнями накоплений. Путем задержки сознания прошлого получается прыжок над бездною. ______________ 2.2.5.11. «Радость есть особая мудрость». – так сказал Христос. Когда радость - особая мудрость, тогда действительно ничто не может омрачить. Это очень высокое состояние духа. Это и очень мощная созидательная сила. Это радость не астрального происхождения, такая радость может идти лишь из сердца. То есть, жить такой радостью, означает жить жизнью сердца - а это очень высокий уровень развития духа. Но только она не "надмирная". Она очень даже хорошо совмещается с этим нашим миром, давая неуязвимость и способ идти по жизни верхним путём. «Радость – особая мудрость» - Это очень непростое для достижения состояние. Постижение мудрости дает его. Победа над эгоизмом дает его. Мощное огненное напряжение даёт его. Все перечисленные качества – есть тонкие энергии, которые собираются и гармонично «упаковываются». Всё это и дает состояние равновесия, особой, непобедимой силы. Но это не бесчувствие. Это состояние светлой радости тому, что неизбежно должно свершиться, тому, что можно быть полезным миру, тому, что ничто не сильно перед Светом. Это радость Светлого Служителя, радостно отдающегося служению Общему Благу. Равновесие - ценнейшее качество, но не способ достижения радости. Скорее наоборот. Радостью можно уравновешивать негативные состояния. Конечно, ценна радость не астральная, так как астральная радость всего лишь выводит астральный маятник из равновесия. За астральной радостью следует ее противоположный полюс – это неизбежно, это закон... Такова природа астральных чувств человеческих. «Порадуемся радостью духа, радостью, не связанной ни с чем личным. Сверхличная радость близка радости космической. Высшие Сферы звучат этой огненной радостью. И к ним приобщиться – значит настроить сознание на ключе высшей тональности. В области радости личной, двухполюсной, то, что служит ее причиной, является также и причиной возникновения и ее противоположного полюса, то есть горя и слез. Чувства человеческие биполярны. Ощущая одно, непременно вызываем к манифестации и другое, противоположное. Много смеха к слезам – так считают в народе. И это верно отмечено народной мудростью. Так же как существуют сферы света без тени, так же есть и область космической радости без горя. Но это уже за пределами земных измерений» (ГАЙ, 1960 г., Декабрь11). «Истинно, лишь когда сердце наше утвердилось на Высшем, оно может спокойно наблюдать за жизненными перипетиями и хранить в сокровенной глубине своей знание о высших радостях освобожденного духа. Только тогда получаем мы право называться водителями и звеньями в цепи Иерархии Света. Так, радость есть особая и высшая Мудрость» ("Письма Е.И. Рерих", 4.X.35). 2.2.5.12. Deva Chan – место приятных сознаний, но вместе с тем опасное, ибо слабый дух не хочет расстаться с такой приятной станцией, ибо эта станция дает наибольшее нежелание опять трудиться. Deva Chan находится в астральном мире на границе с ментальным. Это место, куда направляются духи для нарастания, то есть ассимиляции накопленного астральным телом опыта. Е.Рерих: «Девачан, конечно, в Тонком Мире и есть особое состояние, в которое погружается дух, нуждающийся в отдыхе. Это состояние – настоящее райское блаженство, ибо дух в таком сне переживает с особою яркостью, превосходящей земную реальность, все самые счастливые дни и мгновения в его последней жизни, причем ни одна грустная или неприятная мысль не омрачает его блаженного состояния. Но сильные духи избегают эту Валгаллу и стремятся в «Докиуд», где им явлена возможность продолжать их труды под Руководством Учителей Света. Валгалла есть задержка, хотя и прекрасная» (24.02.1947). И когда настанет время покинуть эту Валгаллу… "Вальгалла" (сканд.) - разновидность рая (дэвакхана) для павших воинов, называемая древними скандинавами "залом благословенных героев". ("Теософский словарь"). Как может чувствующий дух избежать приступа мировой тоски? «Тоска неизбежна при росте сознания - это чисто физическая реакция. И чем больше сознание, тем больше тоска. Не следует пугаться этого. Нужно сознательно отнестись к этому явлению, ибо за ним обычно следует волна радости. При утончении сознания окружающее не очень утешительно и чуткий дух тоскует, понимая все возможности, упускаемые человечеством» ("Письма Е.И. Рерих", Май 1929 г). 2.2.5.13. Вы заметили, что каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. «Так, мы знаем, что на Втором Константинопольском Соборе в 553 году была отменена догма о перевоплощении, догма, принятая всеми первыми Соборами и исповедуемая Самим Христом» ("Письма Е.И. Рерих", 6.06.1935). На высших планетах есть несовершенства, но нет упорства материи. «Условия на Юпитере очень отличаются от Земли, но духовное состояние там выше. Условия Меркурия очень тяжкие, он находится в обскурации (период затмения, покоя). Можно его считать по развитию выше Земли, ибо ему не грозит распад. Он находится в Пятом Круге. На Уране имеется жизнь, но тоже ближе к Тонкому Миру. Венера выше Юпитера в своем развитии, ибо она уже закончила цикл, положенный ей для достижения определенного уровня усовершенствования ее человечества. Но вибрации ее настолько тонки, что только самые высокие Духи с нашей Земли могли бы уявиться там. То же самое можно сказать и о Юпитере. Так, в случае взрыва нашей планеты большинство человечества начнет, вероятно, слагать свою новую Манвантару на Марсе, уже имевшем жизнь, сейчас он находится в обскурации, но уже начал пробуждаться к новой жизни на нем» ("У порога Нового Мира", Е.И. Рерих, стр.260, 430). «Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов, летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь. Краски рыб и птиц достигают изумительной красоты и разнообразия» ("Письма Е.И. Рерих", 27.08.38). Жаль не нужно задержанных путников, ибо эти земные станции им все-таки не пригодятся дальше известного срока. Е.Рерих: «"Жаль не нужно задержанных путников... " "Ненужно" здесь следует понять как "напрасно". Невежество духовное, непонимание основ и ложные учения надолго привязывают людей к созданным ими миражам, следовательно, к Земле и низшим астральным слоям» (23.04.1936). Как можно вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что, казалось, уже давно известно человечеству! Е.Рерих: «Так, в то время, когда Великие Собратья Люцифера, пришедшие с ним на нашу Землю, строят вечное движение; в то время как Они говорят – к чему одна Земля, когда суждены все миры, и тем создают правильный путь человечества, когда широким кооперативом с дальними мирами будет заложен настоящий обмен, Люцифер предпочитает оградиться от соседей. Но при единстве Бытия, при законе взаимообмена, всякая обособленность приводит лишь к отмиранию или смерти. Но Люцифер мог только затруднить, но прервать поток жизни не мог. Именно его восстание и проведение им плана самодовления земной Материи вызвало корректив в лице Белого Братства – Учреждения, не знакомого другим планетам по своей невольной боеготовности. Как Сказано: "Ведь борьба отчаяния переменила Носителя Света, и его рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его, поистине, стали прибегать к постыдным средствам, которые лишь задерживают сроки, но не исчерпывают судьбу". Потому доспехи и мечи Братства с радостью могли бы быть перекованы на части лабораторных аппаратов гораздо раньше, и Лестница Света, звено Земли и Неба, могла быть гораздо ближе. "Как можно вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что, казалось, уже давно было известно человечеству!" Вы спросите – как создалась эта психология обособленности? Но в каждом крупном феодале Вы имеете пример случившегося» (18.01.1936). 2.2.5.14. Надо иметь в виду, что изощренная материя имеет поглощающее качество. Когда кто-нибудь приближается к материи ради ее настоящего состояния, он не получает иммунитета духа и погружается в так называемую майю, ибо без совершенствования сущности вещей их оболочка становится ядовитой. Настоящее состояние форм и энергий, доступных восприятию человечества, грубо и несовершенно. Изощренная материя – формы материи, подавляющей развитие духа в угоду удовлетворения низменных человеческих желаний, что тормозит его развитие, мощно раздувая энергии страстей и инстинктов. Такие материальные формы, привлекающие сознания, лишенные иммунитета духа, разлагающе действуют, приостанавливая, а иногда и прекращая развитие человека. Идеи, претворённые в формы, в зависимости от качества воспринимающего их сознания, могут иметь как поглощающее светлые энергии души влияние, так и осветляющее душу, если облагорожены светлым творчеством человеческого духа. Это и есть совершенствование сущности вещей. Светлое творчество - в строительстве новых созидательных форм. Поглощающее качество материи заключается в ее привязывающем, а значит задерживающем, действии. Задерживающие качества лежат не в самой материи, а в качестве сознания человека. Вот почему для продвижения духа так важна непривязанность, как состояние сознания, то есть свобода от обольщений земной материей. 2.2.5.15. Рост понимания духа привлекает и сотрудничество малых образований, населяющих воздух. Речь идёт об элементалах – маленьких сущностях, эволюция которых протекает параллельно человеческой. «Сильфы - розенкрейцеровское наименование элементалов воздуха. Нет существ в четырех низших царствах, обладающих интеллектом, которые могут сообщаться с людьми, но элементалы обладают инстинктами, как животные. Однако, сильфы (элементалы воздуха, злобнейшие твари в мире) могут сообщаться, но они требуют умилостивления. Пусть ученик защищается от "Сил Воздуха" (элементалов), которые толпятся в публичных местах, ношением или кольца с каким-либо драгоценным камнем цвета правящей планеты (этого дня), или металла, посвященного ей. Но самая лучшая защита - это чистая совесть и твердое желание быть полезным Человечеству» ("Тайная Доктрина", том 3, кн.5, стр.568, 423). Также, как и высший почитатель материи без духа неграмотен, так и адепт без интеллекта. «М-р Синнетт верно сказал в своем "Эзотерическом буддизме", что высший духовный прогресс должен сопровождаться параллельным интеллектуальным развитием. А пока используйте наилучшим образом теперешнюю возможность усовершенствоваться интеллектуально, одновременно развивая свою интуицию» ("Письма Мастеров Мудрости", стр.82). «Белый адепт не всегда поначалу обладает мощным интеллектом. Именно чистота адепта, его равная любовь ко всему и вся, его сотрудничество с природой, с кармой, со своим "внутренним богом" и даруют ему эту силу. Один интеллект, сам по себе, может создать лишь черного мага. Ибо только интеллект сопровождается гордыней и эгоизмом; именно интеллект плюс духовность возвышает человека. Ибо духовность отвращает гордыню и тщеславие» ("Инструкции для учеников внутренней группы", Е.П. Блаватская, стр.38). 2.2.5.16. Если для фиолетового луча даже очень высокий желтый неприятен, то как поражает внешнюю оболочку ауры семейство всех алых! «Являю пример на Нашем Брате Р. (Ракоци, или Сен-Жермен), который имеет особый желтый луч, хотя очень высокий, но тем не менее при общей работе с Нашими не всегда удобен. Надо понять, что это касается совместных опытов» ("Агни Йога, Откровение", № 698). Каждая одноцветная аура заключает в себе три волны, отвечающие трем главным естествам: - телесному, астральному и ментальному. Аура – суммарное излучение человека, то есть излучение, складывающееся из излучений всех семи тел, а также иных излучающих центров, если те уже являются излучающими. Одноцветная аура будет иметь оттенки основного цвета для каждого из тел: эфирного, астрального и ментального. «Конечно, аура являет сочетание трех оттенков всегда. Так, в твоем случае художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал. (Мы называем пурпуровый фиолетовым). Таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала. Потому очень важно укрепить основной цвет ауры перед уходом с земли. Но скоро аура станет много шире и цвет серебристее, и большой круг закончится радужной сетью» ("Агни Йога, Высокий Путь", № 781; "У порога Нового Мира", Е.И. Рерих, ср.130). 2.2.5.17. Видим продвижение сужденных событий и проявление тихих фигур, как бы проходящих вне жизни, хотя Мы оцениваем их по подвигу. В этой шлоке говорится о последней, завершающем земную эволюцию, воплощении. Последнее воплощение земное сопровождается не всегда всеми перечисленными признаками. Оно протекает индивидуально, однако есть общие признаки: наполненная Чаша, отсутствие одной специальности, Служение, которое наполняет всю жизнь, протекая незаметно для окружающего плотного мира. «Существует закон, что последнее воплощение перед завершением всего цикла должно быть незаметным. Вот почему махараджа Чернойя - после Акбара. Е.И. говорила, что Блаватская потому должна была воплотиться в последний раз в венгерского юношу, ибо у нее было больное астральное тело, а ей надо было прийти в Братство в физическом теле, и для этого нужна была здоровая оболочка. Она была совершенным агни-йогом. Также Акбар воплотился в раджу Чернойя, ибо его астральное тело было повреждено, будучи всегда на виду, в придворной жизни, всегда принимающее уколы и поражения со всех сторон. А нужно было прийти в Братство в здоровом физическом теле, потому и нужно это воплощение» ("Мои Учителя", З.Г. Фосдик, стр.319, 372).

Ответов - 1

сая: 2.2.5.14. Надо иметь в виду, что изощренная материя имеет поглощающее качество. Когда кто-нибудь приближается к материи ради ее настоящего состояния, он не получает иммунитета духа и погружается в так называемую майю, ибо без совершенствования сущности вещей их оболочка становится ядовитой. Именно достаточный свет (чистота) и позволит не погрузиться в майю, удержав равновесие, что означает идти срединным (золотым) путем.



полная версия страницы